Особенности предподросткового возраста
Период 9-11 лет,
обычно рассматриваемый как кризис между стабильным младшим школьным и
подростковым возрастами, называют кризисом отрочества.
Каковы признаки кризиса отрочества?
Перечислим их:
1. Отрицательное
отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения.
2. Появление
нежелания выполнять учебные задания. 3. Конфликты с учителями.
4. Возрастающая роль
общения со сверстниками: желание быть в среде сверстников, чтото делать вместе.
5. Зарождение
«чувства взрослости»: стремление к самостоятельности, самоутверждению и
признанию себя не только среди сверстников, но и в мире взрослых.
Важная задача взрослых – помочь детям наименее болезненно пройти сложный
период начинающихся внутренних изменений. Знание типичных трудностей и
возрастных особенностей поможет родителям в решении этой задачи, позволит
избежать искажений в формировании личности ребенка, потери контакта с ним,
падения мотивации к учебе.
Для четвероклассника основными трудностями, как правило, являются:
- снижение или отсутствие интереса к школе (даже при хорошей и отличной
успеваемости);
- слабая произвольная регуляция
деятельности (необходимы постоянные побуждения к работе и систематический
контроль);
- отсутствие сосредоточенности на
предмете;
- повышенный уровень тревожности,
неуверенности в себе (у 70% детей);
- неадекватная самооценка;
- неустойчивое эмоциональное
состояние;
- резкие колебания работоспособности;
- серьезные проблемы в общение
(формируются группы детей, устойчиво отвергаемых сверстниками,
характеризующихся низкой степенью развития коммуникативной компетентности);
- частая заболеваемость.
Все вышеперечисленное
связано с особенностями возрастного периода, которые определяются прежде всего
доминированием эмоциональной сферы в функционировании психики. Повышенная
эмоциональность наряду с появляющимся стремлением к отстаиванию своих прав
создает почву для чрезмерной чувствительности, ранимости школьника. Может
появиться демонстративное поведение: бурные протестные реакции, обиды,
упрямство, подчеркнутый негативизм. Больше всего детей огорчают ситуации
эмоционального давления, непринятия, пренебрежения. Взрослым рекомендуется
внимательно относиться к формированию чувства собственного достоинства, на
основе которого можно воспитать ответственность, самостоятельность,
целеустремленность и волевые качества.
Конец младшего
школьного возраста в условиях отечественной системы образования нередко
знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого
мотивационного вакуума). Мотивация, свойственная учащимся 1-3 классов, связанная с
занятием ими новой социальной позиции «школьника», исчерпана: учеба для ребенка
перестала быть привлекательна и превратилась в одну из житейских (нередко
скучных) обязанностей. При этом внутренние, содержательные мотивы учения
(например, «хочу много знать», «люблю узнавать новое») зачастую не
сформированы. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности,
тем более тягостной она им воспринимается. В школе складывается достаточно
устойчивый статус ученика. При этом нерешенные, не устраненные вовремя
трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний и навыков, неразвитым
умением учиться, обостряются.
Во время
предподросткового кризиса возникает рефлексивный «оборот на себя», т.е.
«ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения
разного рода задач. Поведение ребенка не просто теряет непосредственный
характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости, что
особенно раздражает родителей и учителей. Самооценка четвероклассников зачастую
неадекватна. Они охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что смогут это
сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом угрызений
совести. Стандартные объяснения - «разонравилось, не хочется, не могу» -
отражают реальную причину: теряется положительное отношение и как следствие,
снижается мотивация. Понимая это, взрослым не следует ругать детей за
отсутствие воли и непоследовательность, важнее внушить им уверенность в своих
силах и способствовать выработке последовательности и целеустремленности,
поощряя к тому, чтобы начатое дело было закончено.
К особенностям
возраста относят противоречивость, связанную с тем, что школьник нуждается
одновременно в том, чтобы проявить самостоятельность, как взрослый, и в то же
время ему необходима забота и опека как ребенку. Педагоги и родители,
взаимодействуя с детьми этого возраста, с одной стороны, должны задавать некие
общие рамки их деятельности, вводить понятные детям требования и
последовательно контролировать их выполнение, а с другой стороны – позволять им
самим принимать решения. Чувство защищенности и безопасности, крайне важное для
развития в детском возрасте и вообще, необходимо для благополучного прохождения
кризиса вступления в подростковый возраст. Стремясь к тому, чтобы окружающие
уважали их как личность, дети еще не чувствуют себя в полной мере
самостоятельными и взрослыми, они очень часто нуждаются в заботе и руководстве
старших.
Важно знать, что этот
возраст пока еще остается благоприятным в системе отношений взрослый-ребенок.
Школьник открыт по отношению к взрослым, доверяет им, их суждения и оценки
представляются для детей достаточно значимыми. Четвероклассники продолжают в
основном ориентироваться на взрослых, их нормы и ценности, поэтому учителям и
родителям важно не потерять контакт с детьми, использовать этот возраст для
формирования в ребенке качеств, необходимых ему в дальнейшей жизни:
самостоятельности, ответственности, целеустремленности, умения преодолевать
трудности.

Комментариев нет:
Отправить комментарий