Виртуальный час общения с родителями
Какую роль играет личный пример родителей в воспитании детей?
Семья - одно из главных звеньев в воспитании детей. Личный пример родителей является наиболее убедительным средством в деле воспитания ребенка. Малыши естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности родители
Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания.
Один из самых эффективных
методов воспитания – пример родителей.
Своим поведением они учат детей плохому или хорошему.
Очень часто
родители жалуются, что их дети не хотят читать, занимаются дома чем угодно:
слоняются без дела, играют в компьютер, болтают по телефону, а читать их никак
не заставишь. Можно было бы сослаться на то, что современные дети вообще читают
намного меньше, чем, например, 10-15 лет назад, но такое объяснение, во-первых,
не устраивает родителей (читать надо, от этого развиваются кругозор,
грамотность и т.п.), а во-вторых, есть же дети, которые, несмотря на массовую
компьютеризацию, все равно читают и довольно много. В чем же дело?
Когда родители
жалуются на нежелание детей читать, следует задать им вопрос: «А вы сами много
читаете?» После этого вопроса почти всегда на лицах взрослых можно увидеть
смущение, и они признаются: «Да нет. Все как-то некогда. Дела, дела».
Получается, что чтение – совершенно не необходимое и не обязательное занятие,
не так ли? Вот ребенок и не занимается им, предпочитая чтению другие занятия. «И
что же теперь делать?» - спрашивают родители. – Читать, что ли?» А как же еще!
На самом деле, если родители сами не читают, не посвящают времени этой особой
деятельности, то дети прекрасно понимают, что без нее можно обойтись. И сколько
бы ни говорили родители: «Читай! Читай!», толку от этого не будет никакого,
пока они сами не покажут ребенку пример. В
семьях, где родители сами читают много, читали в раннем детстве своим детям,
где есть привычка покупать или брать новые книги у знакомых или в библиотеке,
там дети обычно читают, причем довольно много.
Или такой
пример. На улице взрослые, предположим (только предположим!), невежливо
поговорили с какой-нибудь престарелой женщиной. Например, она что-то долго
расспрашивала или стояла в очереди как раз перед ними и задерживала продавца
своими бесконечными требованиями и вопросами и т.п. все это происходило в
присутствии ребенка. Возможно даже, что ничего особенного ей и не сказали, а
просто проворчали себе под нос что-нибудь наподобие: «Дома таким старым надо
сидеть, а не по магазинам гулять». Предположим, что через некоторое время
девочка или мальчик тоже нагрубит старушке на улице, а ему, услышав это,
родители сделают замечание, что нельзя старому человеку. Скажите, какое из
воздействий сильнее: то, что взрослые сами когда-то не слишком вежливо
отозвались о старой женщине, или их слова о том, что старым людям грубить
нельзя?
Если родители кричат друг на друга и на ребенка, то он перестает реагировать на просьбы и замечания, сказанные обычным голосом.
Необходимо стараться регулировать свою речь (не переходить на крик), чтобы
сохранить уважение ребенка, научиться вместе с ним слышать друг друга.
По жалобам на
ребенка опытные психологи могут сделать какие-то предположения относительно его
семьи, воспитания, привычек, которые в ней приняты, относительно того, какие у
него родители, и т.п. Если у ребенка какая-то проблема, то почти наверняка
кто-то из родителей ведет себя точно так же или такое поведение по какой-то
причине поощряется. Очень
интересно иногда получается, когда родители борются с каким-то недостатком
ребенка, а у них самих всех этих качеств в избытке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий