Консультация для родителей и педагогов
Буллинг в школе: обидчик и жертва
Часто родители не догадываются, что их ребенок подвергается травле (буллингу) или, наоборот, сам участвует в травле. Ведь далеко не все дети могут поделиться этим со старшими. Вот некоторые признаки, на которые стоит обратить внимание.Долгое время о травле одних детей другими у нас почти не говорили. Не то чтобы тему специально замалчивали, ей, пожалуй, не придавали особого значения. Родители и учителя вмешивались, разве что, когда речь шла о физическом насилии, хотя буллинг им не исчерпывается. Психологическое насилие долгое время всерьез не воспринималось. Ну, подумаешь, дети смеются над одноклассником! Ну, подумаешь, не разговаривают с ним!
О том, какие моральные страдания испытывает ребенок-жертва, какую глубокую травму он получает, и как она сказывается на его дальнейшей судьбе, взрослые, кажется, только теперь начинают задумываться всерьез.
«Но одно дело понимать опасность буллинга теоретически, и совсем другое – просмотреть такую ситуацию у собственного ребенка. А это не всегда легко заметить», – утверждает норвежский психолог Кристин Аудмайер в своей книге «Все на одного. Как защитить ребенка от травли в школе».
Признаки жертвы
С одной стороны, мы не хотим видеть того, чего опасаемся. С другой, сами дети часто скрывают от нас правду и притворяются, что все хорошо. Иногда родители чувствуют, что у ребенка не все в порядке, но никак не могут найти, за что уцепиться.
Вы должны насторожиться, если ребенок:
– часто получает в свой адрес оскорбительные замечания, его неоднократно обижали и высмеивали;
– склонен подчиняться другим детям;
– не может защитить себя от физического насилия;
– приходит домой с синяками, ссадинами, в порванной одежде и не может дать этому внятного объяснения;
– никогда не принимает участия в групповых играх;
– слишком часто оказывается последним, кого пригласили в игру или в команду;
– не имеет постоянных друзей, регулярно впадает в «немилость» у одноклассников;
– старается держаться поближе ко взрослым на переменах, вместо того чтобы играть с другими детьми;
– испытывает трудности, отвечая у доски перед классом;
– выказывает признаки страха или сильного нежелания ходить в школу и на внеклассные занятия;
– потерял интерес к занятиям;
- никогда не получает приглашений в гости, и сам никого не приглашает.
Кроме того, у детей, подвергающихся буллингу, стресс часто проявляется физиологически: они теряют аппетит, страдают ночными кошмарами, плачут во сне, их мучают головные боли. Иногда они могут физически вредить себе, употреблять алкоголь или наркотики.
Важно! Эти признаки не обязательно означают, что ребенок подвергается травле, но надо принимать их во внимание.
Дети, участвующие в травле, вовсе не всегда из неблагополучных семей или сами были подвержены насилию. Ими могут оказаться популярные среди сверстников подростки с задатками лидера»
Признаки агрессора
Нередко, узнав, что их ребенок участвует в травле, родители испытывают потрясение. Многие признаются, что не могли такого вообразить, особенно если ребенок вежлив, хорошо воспитан, успевает в школе и у него много друзей. Но дети, участвующие в травле, вовсе не всегда из неблагополучных семей или сами были подвержены насилию. Ими могут оказаться весьма популярные среди сверстников подростки с задатками лидера, высоким статусом и хорошими навыками общения, которых никогда не заподозришь в желании унижать ближнего.
Что должно заставить насторожиться?
– Ребенок любит самоутверждаться и руководить, манипулирует другими детьми в игре.
– Ребенок делит мир на черное и белое: одни люди у него очень милые, а другие злые и потому заслуживают плохого отношения.
– Ребенок чересчур разборчив в том, с кем он согласен общаться.
– Ребенок легко срывается на негативные суждения или действия в отношении других людей, в том числе и по пустякам.
– Нестабильные отношения с друзьями. К примеру, девочки часто дружат парами и не могут поладить, если их оказывается три.
– Вам кажется, что ребенку нравится обзываться, изводить, обижать, высмеивать или бить других детей.
– Вы подозреваете, что ребенок не по возрасту агрессивен, дерзок, капризен и упрям.
«Тяжело и стыдно узнать, что твой ребенок – участник травли. Но не надо поддаваться распространенному мнению, что дети-агрессоры безнадежны», – призывает Кристин Аудмайер. Это миф, так же, как и то, что они никогда не признают неправоту своих действий.
Изменить ребенка возможно лишь при помощи взрослых. Они должны будут позаботиться о том, чтобы окружение не отвернулось от агрессора.
Для ребенка, ставшего объектом травли, важна поддержка родителей и других взрослых. Они могут дать ему надежду, что его жизнь и общение изменятся к лучшему, что не все дети агрессивны, что он заслуживает любви, как и все остальные, и не обязан переживать свой стресс в одиночестве. Дети не способны справляться в одиночку со всеми проблемами. Каждому ребенку нужно, чтобы его видели, слышали и принимали.
Буллинг в школе
Способы распознать, что вашего сына или дочь задирают другие дети, и методы противодействия буллингу в школе
Эта проблема рано или поздно беспокоит любую семью.
- Дети не любят тех, кто от них отличается, - объясняет Регина Александровна. - В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «усредненности», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия - слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты - косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный...
Придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, - разные люди. Одни - из благополучных семей, другие - из асоциальных. Но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семье ни росли эти дети, чаще всего, они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.
Помощь жертве буллинга
1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно - физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду - составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
Картинка: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
- Не так все примитивно. Просто, если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности: «-Я ничего не значу, не умею...». А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит - а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
- Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет...
- Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении - то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же - в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается - тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты - дура», а та - ей: «тебе видней, ты умная»...
Смысл этих методов толстокожести, парирования в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий